Историко-революционный фильм, снятый к 10-летию Октябрьской революции. События 1917 года, итогом которых стал залп крейсера «Аврора» и штурм Зимнего дворца, были восстановлены с максимальной точностью.
В ролях:
Василий Никандров, Лященко, Чибисов, Борис Ливанов, Михолыев, Н. Подвойский, Смелский, Эдуард Тиссэ, Николай Попов
DVD релиз: 26 октября 2006, «Союз-Видео»
Интересные факты
Из-за перемены политического климата в СССР на последних стадиях редактирования фильма режиссёр Эйзенштейн был вынужден удалить из фильма многих деятелей революции: Л. Троцкого, В. Антонова-Овсеенко, В. Невского. ------ Фильм был поставлен по заданию Октябрьской юбилейной комиссии при Президиуме ЦИК СССР и посвящался 10-летней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. ------ В 1967 году фильм восстановлен и озвучен на «Мосфильме». ------ В этом фильме Сергей Эйзенштейн впервые воплощает теорию «интеллектуального кино». Суть ее заключалась в том, чтобы посредством монтажных секвенций подвести зрителя к тому или иному теоретическому понятию, обобщенному выводу. В частности, эпизод разрушения памятника Александру III олицетворял крушение самодержавия. Повторение его в обратном порядке (памятник словно складывался из обломков) означало попытку реставрации монархии. ------ Первоначальные варианты сценария «Октября» включали в себя историческую хронику событий от Февральской революции до окончания гражданской войны. В итоге сценарий пришлось сильно урезать и закончить фильм событиями октября 1917 года. ------ В распоряжение режиссёра были предоставлены значительные ресурсы: плёнка, исторические костюмы, оружие. В качестве массовки было позволено использовать воинские части. Также Эйзенштейну разрешили снимать фильм на месте событий революции — на подступах к Зимнему и непосредственно в интерьерах дворца. Консультантами фильма выступили участники октябрьских событий: Крупская и Подвойский (он даже сыграл в фильме самого себя). ------ Планировалось, что фильм будет выпущен на экраны к 10-летию революции в 1927 году, но съёмки затянулись и в прокат картина попала только в начале 1928 года.